Детский

Образцовый

хореографический

ансамбль

"СИНЯЯ ПТИЦА"

 
© IRINA FOMENKO - 2006-2007
e-mail:ira_fom@mail.ru

Хохломская роспись

Она родилась в лесном Заволжье и получила своё название по селу Хохлома Горьковской области. В котором производилась скупка готового товара, изготовлявшегося в окрестных деревнях. Строгий по цвету (золотой, чёрный, красный) и очень подвижный, легко текущий по поверхности изделия хохломской узор оказался необычайно универсальным, годящимся для отделки ложек и прялок, посуды и детской мебели.

Наносят рисунок кистью. Эта техника позволяет заполнить различные плоские, кривые и сферические поверхности, следуя их форме. Технология изготовления хохломских изделий довольно сложна. Некрашеную посуду из липы, осины, ольхи покрывают тонким слоем раствора глины и красят. А после просушки покрывают сырым льняным маслом. Затем следует закалка в горячей печи в течение 8 – 12 часов, после чего изделие покрывают 3 - 4 слоями олифы - варёного льняного масла. С обязательной сушкой между покрытиями. Подготовленную таким образом поверхность натирают алюминиевым порошком, смоченным в воде, закрепляют ещё одним слоем олифы и расписывают. Затем следуют ещё 3 - 4 слоя олифы, окончательная сушка и закалка изделия в горячей печи. В результате такой обработки появляются изумительные по своей красоте и прочности чашки, миски, ложки и прочая хозяйственная утварь. Такая деревянная посуда не боится ни холодной, ни горячей воды.

Впрочем, красота в большей степени зависит от рисунка, о котором речь пойдёт особо. Приёмов росписи у хохломских мастеров два: «верховое письмо» и «фоновое письмо», то есть роспись «под фон» картинки природы. По серебристой поверхности мастер пишет кистью узор, легко и свободно покрывающий изделие. Работает он без предварительной разметки. Основной мотив - растительный орнамент, «травка». Вообще, роспись часто связанна с мотивами природы, с времена года природы, которые обрисовываются кружевной росписью. Картинки, получаемые рукой опытных мастеров плавной волной выходят из-под кисти главной линией, от неё завитками уходят боковые веточки. А всё это потом обрастает листиками, завитками и заканчивается цветком, ягодкой или кистью рябины. Полоска орнамента по краю рисунка – и роспись готова. Это – «верховое» письмо, когда рисунок наносят по фону. Отличие фоновой росписи заключается в том, что рисунок выявляется на серебристой поверхности изделия после того, как мастер цветной краской нанесёт фон.

.